Артем Лобач

АРТЕМ ЛОБАЧ О ГУСЯХ, ПОПСЕ И ЛЮДЯХ С ЧЕМОДАНОМ
Автор: Олег Любарский
Рубрики: интервью, кино
Дата: 21 июля 2008

Зачастую очень важно видеть великое в малом. Пока отечественная киноиндустрия рождает в муках псевдоисторические блокбастеры с мелькающими в кадре стриптизерами и патриотические боевики про белорусское супероружие и высокопоставленных дочек, новая формация одаренных кинематографистов в столице республики уже хочет снимать нормальное кино. К этой формации принадлежит Артем Лобач – 21-летний борисовский киновундеркинд.

Мы нашли Артема (позывной – Yellowart) с его творческим альтер-эго Леной Артюховой (позывной – Atiyz) на уютной кухне в момент, когда Россия по телевизору уверенно продувала в футбол Испании.

– Нет, я не болельщик, – открещивается Артем, – Это Лена сильно переживает, хотя тоже никогда футболом особо не увлекалась. Что? Три – ноль? Эх, день сегодня какой-то неудачный – Россия прокатала, тестирование душу гложет, на работе проблемы...

– Кстати, о работе. Артем, ты собираешься становиться маститым режиссером? Предпосылки ведь уже есть...

– Мы с нашим творческим коллективом уже взяли несколько наград на «Кинограни», но это все – только благодаря красивой картинке, благо, дизайнерское образование позволяет. Идеи, идеи у нас не было! Что касается будущего, то, конечно, я стремлюсь к максимуму – мне интересно большое кино, но уровень еще пока не тот. Я недавно понял, что вообще ничего не знаю о том, как снимаются фильмы. Банально литературы по теме не читал – на большое кино мне просто не хватит знаний.

– То есть ты считаешь себя дилетантом?

– Да, я во многом еще дилетант. Вот, например, актеров я еще не умею правильно подбирать. Какие еще проблемы...

– Армия грозит,– подсказывает Лена с сарказмом.

– Ну да, армия... Но это такая проблема... Не творческая. А еще одна моя трудность на пути к настоящему режиссерскому креслу состоит в том, что я живу эмоциями, а все эти эмоции оформить в идейно-содержательный

материал пока не получается.

– И как ты с этим борешься?
– Стараюсь работать с разными людьми. Дело в том, что я могу организовать творческий процесс, все устроить, но вдохновляют мою работу другие.


Кадр из клипа «Танки» гр. ZIGZAG

– То есть у тебя сейчас творческий кризис?

– Да, можно сказать. После клипа «Танки» для ZIGZAG уже полгода ничего не было. Ни своих проектов, ни предложений… Работа опять-таки ест время и силы.

– Да уж, – вздыхает Лена, – клипами у нас особо не заработаешь. Негде молодым творческим людям взять денег…

– Ну прям, – горячо возражает Артем, – была бы голова на плечах, и творчеством можно заработать.

– Тогда в основном получается как с «гусями»…

– А что за гуси?

– Мы вам «гусей» не покажем, – краснеет Артем, – мы их вообще никому не покажем. Это позор на мою седую голову. Нас как-то нашел парень гламурного вида и говорит: а снимите мне клип на мой сценарий за вознаграждение. Ну, я подошел со всей ответственностью – начал уже все продумывать, а потом глянул сценарий и чуть не помер: там такого же гламурного вида девица должна давать жизни под «Жили у бабуси два веселых гуся». А заказчик наш совершенно серьезно говорит: а что, эту песню зато все знают – хитов никаких придумывать не надо… Короче, намучились мы с этими «гусями». Сняли за половину обещанного вознаграждения и забыли как дурной сон. Я с тех пор взял на вооружение новый принцип: не брать чужие сценарии.

– А снял бы клип на популярную песню?
– Ну, тут простой принцип: если попсовая песня хорошая – то снял бы клип, и хороший. А если песня – г…, то либо снять качественный клип и взять за него много денег – за оскорбление, либо как-нибудь в клипе незаметно постебаться…


Кадр из клипа «Шар» гр. БУЛЬВАР

– А как думаешь, кем в Беларуси стать сложнее: клипмейкером или режиссером?

– Клипмейкером, думаю, проще. У нас ведь шоу-бизнес в зачаточном состоянии. Особо по головам не нужно карабкаться – конкуренция средненькая.

– А вот представь: обратятся к тебе завтра из Голливуда – мол, снимайте фильм. Ты бы какой фильм снял?

– Однозначно: художественно-документальный фильм о современной белорусской музыке. То есть действующие лица, сюжет – все будет присутствовать, но это будут существующие люди, вполне реальные события. Мы уже сейчас собираем на этот фильм материал: анализируем самое интересное, опрашиваем музыкальных журналистов, самих музыкантов. Хочется раскрыть многообразие нашей музыки: пока по плану в проекте будут участвовать 23 коллектива – среди них «Ляписы», «NRM».


Кадр из фильма «Backside»

– Несмотря на победу победу на «Кинограни», в народе Тему Лобача знают, в основном, по фильму «Backside». Что же это за фильм?

– «Бэксайд»… (закатывает глаза) Я в шоке. Не понимаю, почему «Бэксайд» за мной везде тянется? В Минске все о нем спрашивают. Приехал я в Польшу на фестиваль doityourself-фильмов, – там взяли интервью насчет него. Это не самый удачный фильм. Просто мои друзья из Германии возят его повсюду на киновечеринки, вот он и растиражировался. Основная идея фильма в том, что каждый человек рождается с талантом. Кто-то находит его, кто-то – нет.

Главный герой фильма – «человек с чемоданом» – играет с жизнью и ищет лучшее в себе. В результате наконец-то открывает чемодан, а там – диджейский пульт. Вот тут герой и находит себя. Ну там много всего – вкратце не рассказать.

– Какие у тебя проекты в планах?

– В далеком будущем планирую снять игровой фильм о размытых границах сна и реальности. А в обозримом будущем хочу с друзьями отправиться в творческий вояж по приграничным деревням – Витебская, Гродненская область. Говорить с людьми, снимать их, их быт. Там ведь все совсем другое. Формат проекта еще пока не совсем оформился, но это будет такое «живое» кино.

СПРАВКА «НЕОПОЛИСА»

Артем Лобач окончил Минское художественное училище им. Глебова. Работал со многими дизайн-студиями, снимал клипы для СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ, ZIGZAG, MTV, The Best of Rock, Studio Elemental (fireshow). Автор короткометражных фильмов Something down, Backside, «Фильм о настоящем» и других.

http://www.neopolis.by/upload/archive/nomer_24.pdf